НЕПРОИЗВО́ЛЬНОЕ ВНИМА́НИЕ.
Первичная форма внимания, которая связана с рефлекторными установками; возникает вследствие действия внешних раздражителей и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойство действующих раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с потребностями приводят к тому, что некоторые предметы, явления или лица завладевают вниманием и приковывают его на время к себе. Исходя из этого, преподаватель должен строить обучение иностранному языку таким образом, чтобы усилить действие внешних раздражителей, повысить интерес как объективно обусловленный мотив деятельности человека, направленной на удовлетворение определенных потребностей.
Интерес основывается на понимании учебного материала и на положительном эмоциональном отношении к нему, поэтому преподаватель должен заботиться о том, чтобы учащиеся ощущали потребность в изучении иностранного языка и проявляли активность на занятиях. Созданию Н. в. способствует выразительность речи преподавателя, умелое использование модуляции своего голоса, применение предметной и картинной наглядности, проведение занятий в должном темпе. Ср. произвольное внимание.